?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одна из самых впечатливших меня за последний год книг – это бестселлер «Упражнения в не-думании», написаннный буддистским священником Коикэ Рюноскэ. Книга сразу стала бестселлером, первое же издание 2012 года было продано в количестве более 300 тысяч экземпляров, что для нехудожественной литературы в Японии очень и очень много. Что это за книга?



Коикэ Рюноскэ рассматривает различные аспекты повседневной жизни современного человека: еда, чтение, сон, уборка, что угодно, от ведения блога до построения ежедневных планов, – и даёт советы, как улучшить эти аспекты жизни при помощи методов последователей буддизма. То есть, с одной стороны, это безусловно религиозная литература, с большим количеством сложных буддистских терминов и их пояснением. А с другой стороны, это абсолютно точно популярный жанр нон-фикшна, посвящённый улучшению своей повседневной жизни весьма конкретными полезными советами.

Как нетрудно догадаться по названию, основа концепции Коикэ-сана – это не-думание, избавление от лишних негативных мыслей, страхов, боли и переживаний. Причем никак не по методу «не думайте о белой обезьяне»! Пожалуй, именно детальные, практически применимые советы меня и зацепили в этой книге. Сразу скажу, что не со всеми идеями согласна и не всем рекомендациям собираюсь следовать, но мне бы хотелось поделиться идеями, излагаемыми Коикэ Рюноскэ. Масштаб его мысли в рамках блога, конечно, не передать, поэтому выложу дайджест и отрывки тех глав, которые показались мне наиболее интересными и полезными. Итак, часть первая: как похудеть по методу буддистского монаха?

В мире, захваченном идеей похудения, делаются безумные деньги на рекламе сборников упражений, персональных тренеров, новомодных диет. Но наш мозг – хитрая и коварная штука. Как только ему говорят: «нельзя» – включается обратная реакция. Пытаться не думать о том, как хочется вкусно поесть – практически бесполезно. Поэтому стоит пойти от обратного: не заставлять себя выбросить из головы что-то, а думать о том, о чем стоит подумать.

Почему мы толстеем? Правильный ответ один: слишком много едим. Не будем много жрать – не будем толстыми. Теперь следующий вопрос: почему мы много едим? На самом деле, ответ на него тоже один. Потому что едим не потому, что хотим есть. Мы перекусываем всякой ерундой между приёмами пищи. Мы садимся за стол потому, что пришло время, а не потому, что проголодались. Мы получаем от еды эстетическое удовольствие, мы общаемся с друзьями и родными за столом. Мы боремся со стрессом, заедая его. И в итоге всего этого переедааем. Что советует Коикэ-сан?

  1. Отойти мысленно от темы еды. Не думать постоянно о калориях, лишнем весе, полезности продуктов. Вообще не думать о еде, в позитивном ли, в негативном ли ключе.

  2. Наслаждаться вкусом всего, что есть. Чувствовать вкус. Когда человек достаточно уделяет внимание своим вкусовым ощущениям, он в состоянии определить для себя границу нормы.

Для меня самым интересным были очень конкретные рекомендации по пункту номер два. Приведу большим отрывком полностью.

______________________________________________________________________________
«В нашем повседневном «чувствуется вкус», на самом деле, нет и сотой доли всех физических и вкусовых переживаний, испытываемых нами. Мы едим, но в это время наш мозг занимают посторонние мысли: «как называлось это блюдо?..» «так, что мне нужно сделать после ужина...» «какой же сегодня поганый день был...» Все эти мысли отодвигают собственно вкус на задний план. Если, к примеру, проглотить рагу одним махом, даже не успев осознать, из каких ингредиентов оно состояло, то мозг просто не успевает осознать, что организм уже съел это рагу. От этого рождается беспокойство, мозг отдаёт приказ: «Мало! Мало! Положи ещё!» – и если продолжать такую манеру поглощения пищи, то мозг отвыкает анализировать поступающую информацию.

Если придерживаться принципа «лишь бы успеть положить в рот и проглотить», если постоянно наскоро забивать живот едой, не будет удовольствия от собственно еды, не будет необходимого ощущения сытости. Будет переедание и, как следствие, ожирение.
Если же подойти к вопросу с другой стороны, то наоборот, когда человек тщательно пережёвывает пищу, ощущает оттенки её вкуса, он ощущает количество еды, необходимое для удовлетворения голода, получая сигнал о насыщении от меньшего количества еды. Таким образом, от чувства насыщения приходит знание своей нормы питания. Если количество потребляемой пищи снижается, конечно, естественным путем снижается и вес.
Как вы думаете, не приятнее ли худеть легко, не заставляя себя терпеть и не беря на себя лишний груз ответственности?

А сейчас я бы хотел познакомить вас с одной из своих практик медленного, вдумчивого принятия небольшого количества пищи. Рекомендую практиковать её в одиночестве, всё-таки, за столом с другими людьми, мы посвящаем большую часть времени общению. Поэтому попробуйте хотя бы раз в неделю, на выходных, приготовить себе полезное блюдо из неочищенного риса и свежих овощей, выделить побольше времени и позволить своему животу отдохнуть.

Есть, не думая: Урок 1. Уделить внимание каждому движению
Для того, чтобы положить еду в рот, необходимо совершить движение. Не пропускайте каждое из этих движений мимо фокуса своего сознания, обращайте внимание на все, что вы делаете. </div>
Протяните руку и почувствуйте, как напряглись мускулы руки. Возьмите в руку столовый прибор и ощутите момент прикосновения. Вот движение, которое вы сделали, чтобы положить кусочек в рот, ощутите это движение. Какие физические ощущения вы испытываете, когда кусочек попадает в рот? А какие вкусовые ощущения испытывает при этом язык? В этот момент не следует сразу приступать к пережёвыванию. Сначала положите на место руку со столовым прибором.
Возьмите за правило: положили пищу палочками в рот – опустите руку с палочками на стол, только после этого приступайте к еде. Если жевать одновременно с опусканием руки или продолжать держать руку на весу, мозг будет вынужден рассредоточить свое внимание на двух разных действиях. В этом состоянии рассеянного внимания начинается поток лишних мыслей, и сосредоточиться на еде становится очень трудно.

Есть, не думая: Урок 2. Останавливаться на каждом движении языка
Если есть такая возможность, взяв кусочек пищи в рот, закройте глаза и уберите визуальный шум из фокуса внимания, чтобы полностью сосредоточиться на вкусовых ощущениях языка и пережевывании.
После начала жевания пища постепенно разъединяется во рту на более мелкие кусочки. Эти уменьшающиеся кусочки соприкасаются с языком. Наверное, в повседневной жизни вы не очень-то обращаете внимание на движения языка, на если сосредоточиться на нем, то окажется, что язык постоянно двигается. Язык движется туда-сюда во рту, перемешивает пищу, испытывает физические и вкусовые ощущения. В этом процессе заключено огромное количество информации, но обычно наш мозг занят чем-то другим, заботами и трудностями, и просто выбрасывает «лишнюю» информацию. А ведь через информацию, получаемую языком, мы получаем и знание, что за блюда мы едим, из чего они состоят, какие питательные вещества в них входят и сколько нужно этого блюда, чтобы удовлетворить потребности организма. А обычно наш мозг, занятый своим шумом, игнорирует эту важную информацию, упускает её.
Но сейчас сосредоточьтесь на этой информации. Язык двигается, он теперь тут, коснулся. Двигается дальше, коснулся. Кусочек пищи перевернулся во рту, попал под зубы, пережевывается, изменяется, разжижается. Пережеванный кусочек меняет свою консистенцию, становистя кашеобразным. Изменяется вкус, изменяется текстура, снова меняется вкус, ещё жиже... Попробуйте пристально, безотрывно следить за ощущениями, получаемыми языком.
То же относится и к проглатыванию пищи: не проглатывайте её бессознательно, фиксируйте на процессе своё внимание, сейчас проглатываю кусочек, вот, проглотил. Если чуть-чуть опаздываете с мыслями – не страшно. Если сами не заметили, как проглотили – зафиксируйте своё внимание хотя бы на этом, самом факте, что сейчас уже что-то проглотили.
Если вы будете воспринимать информацию о каждом, каждом ежесекундно меняющемся моменте, в голове просто не останется места для посторонних, лишних мыслей».
________________________________________________________________________________
Как вам рекомендации Коикэ Рюноскэ? Не так-то просто применить в реальной жизни, знаю по себе, как работающая жена и мама маленького ребёнка. Но стоило попробовать следовать правилам буддистсого монаха хотя бы немного, хотя бы какое-то время из завтрака/обеда/ужина, как очень многое в голове действительно изменилось.

Я поняла, как мало времени уделяю собственно еде. Утром тороплюсь собирать себя на работу и ребёнка в сад, вечером – разговариваю с мужем и слушаю сына, в обед тоже вечно куда-то спешу. А что я ем? Какое оно на самом деле на вкус? Пока что робкие попытки осознанного отношения к еде уже приводят к интересным результатам. Я уже много поняла о том, что люблю в еде, что доставляет мне особенное физическое удовольствие, а что лишь притворяется таковым. Честное слово, даже когда выбираешь продукты в магазине, осмысляя в голове процесс пережёвывания и ощущения вкуса от каждого из них, вкусы довольно сильно меняются. Если задача изменить привычный график кажется совсем неподъёмной, горячо рекомендую хотя бы попробовать такой принцип питания так, как советует сам Коикэ Рюноскэ, раз в неделю, в одиночестве, для себя. Можно узнать о себе много нового!

Из прочих рекомендаций автора по приготовлению еды часть меня не вдохновила (типа выращивания экологически чистых овощей самостоятельно), единственное, что ещё запомнилось – совет готовить пищу 丁寧に, то есть аккуратно, бережно, с уважением. Коикэ-сан считает, что вне зависимости от мастерства повара, важно готовить блюда с уважением к собственному труду и людям, которые будут эту еду есть. И когда на скорую руку готовишь себе ужин, и когда стараешься для званых гостей. И важный признак этого уважения – звуки, издаваемые инструментами, вернее, их отсутствие. Если мы слышим звон кастрюль и стук ножа по разделочной доске, значит, на самом деле, человек, готовящий сейчас еду, слишком торопится, чтобы ценить свои собственные действия. Не стоит так мчаться, лишние минута-две есть почти всегда. Поставь кастрюлю аккуратно, без звона и шума. Чуть наклони нож, нарезая продукты. Осознавай свои действия, а в конце посмотри на результат своего труда и скажи себе: это сделал я, своими собственными руками. Иначе можно всю жизнь не найти времени, чтобы поблагодарить самого себя за ежедневный труд. Идея с уважением относиться к своим собственным домашним обязанностям тоже кажется мне очень важной.

В следующей части - выбрасывание лишних вещей и правила использования интернета от очень продвинутого буддистского священника.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
hellga_kaktus
Apr. 18th, 2016 06:59 am (UTC)
Отличная, по всей видимости, книга.
nikkori
Apr. 19th, 2016 12:56 pm (UTC)
Отличная. совершенно точно!
unknown_item
Apr. 18th, 2016 07:06 am (UTC)
Ух ты, интересно! А я вообще дурно ем, с телефоном и интернетом в руках почти все время:(
nikkori
Apr. 19th, 2016 12:57 pm (UTC)
А если попробовать по методу Коикэ Рюноскэ? Хотя бы чуть-чуть ;-)
vitaute
Apr. 18th, 2016 07:30 am (UTC)
Спасибо большое, очень интересно! Я так понимаю, что перевода на русский пока нет, есть ли на английском?
Очень жду продолжения :)
nikkori
Apr. 19th, 2016 01:01 pm (UTC)
Будет продолжение) Хотя и не знаю, в каком темпе. Автора переводили на европейские языки, у него много популярных работ по буддизму, но насколько я знаю, конкретно "Упражнения в не-думании" из иностранных языков есть только на корейском)
oven33
Apr. 18th, 2016 08:04 am (UTC)
Спасибо, что поделились!
nikkori
Apr. 19th, 2016 01:01 pm (UTC)
Пожалуйста :)
twelvelife
Apr. 18th, 2016 08:50 am (UTC)
О! Я обычно раз в неделю провожу что-то вроде "Здравствуй, Ксения, это - еда. Еда, знакомься, это - Ксения". Пришла к этому в прошлом году, поняв, что каждый приём пищи я просто объедаюсь. Обычно я ем перед монитором, что уж говорить, плохая привычка:) Теперь, раз в неделю, сажусь на кухне, не включаю телевизор, убираю телефон, и вдумчиво и осознанно ем то, что приготовила. В первый такой эксперимент я поняла, что свою порцию мне надо уменьшить на треть. Через неделю уменьшила порцию ещё на треть. Честно скажу, первые разы было трудно - взгляд блуждал по кухне, пытаясь найти какую-нибудь информацию, не важно о чём - выхватывал заголовки газет, цеплялся к названиям баночек на столе... Постоянно искал и искал какую-нибудь информацию, чтобы забить ей мозг и отвлечь от еды:))) Что-то вроде информационного голода. Сейчас, раз в неделю, перепроверяю свои ощущения - не выросла ли у меня порция, ем ли я то, что мне нравится, достаточно ли мне этого для насыщения. Это очень хорошая практика!
Буду ждать продолжения из книги.
nikkori
Apr. 19th, 2016 01:02 pm (UTC)
Спасибо, что поделились своим опытом, было очень интересно прочитать. Я тоже ощущаю, что совсем не знаю свою норму.
Продолжение будет, хотя и не знаю, в каком темпе.
galosha75
Apr. 18th, 2016 02:27 pm (UTC)
Осознанность - наше всё!
Anna Tikhonova
Apr. 18th, 2016 07:38 pm (UTC)
Спасибо, прекрасный текст! Уже хочется прочитать продолжение.
nikkori
Apr. 19th, 2016 01:03 pm (UTC)
Будет продолжение)
frosi4ka8
Apr. 18th, 2016 08:48 pm (UTC)
лайк-спб-пишиисчо
Очень интересно. Не хватает кнопки "лайк-спб-пишиисчо". Ничего умного в коменты добавить не могу, а поблагодарить за такой интересный и полезный пост хочется. и жду продолжения, конечно
nikkori
Apr. 19th, 2016 01:03 pm (UTC)
Re: лайк-спб-пишиисчо
Продолжение будет :)
matsuryoshka
Apr. 19th, 2016 11:00 am (UTC)
Спасибо, что написали так подробно. Очень интересная практика.
Мне пару лет назад одна японская подруга рассказывала о том, что прочитала способ есть с откладыванием палочек в сторону на время пережевывания пищи. Т.е. где-то в глянце уже написали полную профанацию по мотивам этой книги, т.к. подруга была уверенна, что действуют тут хитрые механизмы, связанные со временем, а не со вкусовым насыщением.))
nikkori
Apr. 19th, 2016 01:06 pm (UTC)
Думаю, что это могут быть и не связанные идеи, про временной фактор я тоже давно слышала. А у Коикэ много интересных практик, пробую, осмысляю.
matsuryoshka
Apr. 20th, 2016 01:13 pm (UTC)
Значит, я напрасно думаю, что японцы склонны к профанированию высоких идей.))
А мне тут недавно объяснили идею mottainai, я вот теперь анализирую свою жизнь сквозь призму понимания этой идеи.
Вы, пожалуйста, напишите как-нибудь еще что-то интересное из этой книги.
278200
Apr. 25th, 2016 04:29 pm (UTC)
ну и метр интуитивного питания http://svetlyachok.livejournal.com тоже об этом много пишет. Не буду пересказывать, там много интересных пунктов
katsiaryna2005
Apr. 20th, 2016 05:15 pm (UTC)
Это вообще-то давно известные французские правила. Есть медленно, вдумчиво, смакуя каждый кусочек. Ибо порции микроскопические, проглотила - и не заметила. Я часто такое встречаю во всяких книгах о французах и их питании.
278200
Apr. 25th, 2016 04:27 pm (UTC)
Подобные приёмы описываются в книге Ф. Перлза Практикум гештальтерапии.
Смысл тот же: сосредоточтесь на "здесь и сейчас", когда едите, когда отдыхаете...
Я не специалист, но думаю, что Япония со своей культурой созерцания тоже близка к принципу "здесь и сейчас"
nedogurok
May. 13th, 2016 06:59 pm (UTC)
В Японии, с ее культурой еды, по другому есть и не получится. Я сейчас в Токио, изучаю окрестности Асакусы. Вчера зашла в какой-то ресторан. Весь кайф есть местную еду это есть ее медленно и медитативно. Наедаешься гораздо меньшим количеством.
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow